Google+ ПИЖОН®: О роскоши

30 ноября 2009 г.

О роскоши

В минуты слабости хочется чего-нибудь такого… Даже не совершенно недоступного, а ещё и лишнего, в данных условиях почти бесполезного, но внушающего обладателю высокую мысль: он – выше толпы, много выше – и потому этого достоин. Хочется роскоши.
Очень полезно составлять списки роскоши, пусть не такие размашистые. Подобные списки дают представление и о мире, и о человеке. Сейчас трудно представить, но не так уж и давно, при Филиппе Красивом, три свечи в подсвечнике считались роскошью и запрещались мелким дворянам, не говоря уж о податном сословии. Мол, нечего переводить углеводороды зазря, письма писать да козни строить, ночью спать нужно. Регламентировали и качество ткани нарядов, и её количество, шикарные дамские туалеты не приветствовались настолько, что император-рыцарь Павел Петрович приказал: встречая императора даже и в карете, дама обязана сию карету покинуть и исполнить соответствующий реверанс. Смысл этого указа становится ясным, когда знакомишься с модами павловских времен: проделать сию эволюцию в богатом платье было практически невозможно, следовательно, думал Павел, дамы от роскоши и откажутся. Плохо он знал женщин. Те предпочли отказаться от императора.
Но идея ограничения роскоши, как средство оздоровления экономики, пережила не одного властителя. Особенно доставалось освещению, вот и сейчас явочным порядком хотят убрать стоваттные лампы, заменив их на что-нибудь поскромнее. Опять же, вспоминается Гений Карпат Чаушеску. В стремлении вызволить Румынию из кабалы долгов, он ограничил энергопотребление средней румынской семьи двадцатью киловаттами в месяц. И ничего, жили, старые долги выплачивали, в новые не залезали. Правда, для Чаушеску, как и для Павла, всё кончилось печально, но такова участь выделяющихся из общего ряда.

Если бы шестьдесят, сорок, двадцать лет назад составляли список "роскошей", то сейчас мы бы убедились, что значительная часть казавшегося недоступным стала обыденностью. Быть может, от роскоши отделяют нас не стены и банковские коды, а темпоральные препоны? И к ней проще двигаться по временным коридорам, а не по пространственным? Действительно, сорок лет назад автомобиль французского или немецкого производства, нейлоновые рубашки, подлинные бритвы "Жиллет", настоящий "Сони", компьютер, американские сельскохозяйственные штаны (дюжина на брата, если есть охота) или мобильный телефон казались не просто роскошью, но роскошью фантастической. Вот так запросто связаться с человеком в другом полушарии? С той стороны доступно миллионерам, с этой – генсекам и спецслужбам особо высокого ранга. А сейчас - ничего, запросто. Кто набрался смелости и возмечтал о яхтах, яхты и получил.
Нет, решительно, роскошь – это предметы и услуги, доступ к которым лежит не через пространство, а через время. И, значит, время и есть наиглавнейшая роскошь.
Алюминий когда-то значился драгоценным металлом, сейчас же подарите кому-нибудь алюминиевый перстенёк и посмотрите на реакцию. Те же алмазы, не исключаю, научатся синтезировать дёшево и много. Когда? Да может это уже есть...

Пижон ® Copyright © All Rights Reserved