В приватной беседе с журналистами портала Geometria он раскрыл свою точку зрения на современное положение вещей в танцевальной культуре.
– Как обстоят дела у «Garage Sound System», после ухода с «Европы Плюс»? Что Вы потеряли в связи с этим и что приобрели?
– Во-первых, мы не ушли с «Европы Плюс». Продолжаем делать для этого радио еженедельную программу «Евромикс», которая выходит на всю сеть в 00:00 по московскому времени в субботу. Программа «Гараж» теперь стоит в сетках вещания других радиостанций. В России их 20. Еще нас слушают в Украине, Казахстане, Латвии и очень скоро мы начинаем сотрудничество в Берлине. Наверное, теперь, мы получили больше пространства для творчества. И за прошедшие двенадцать месяцев появилось ощущение, что это новый этап в развитие нашей Sound System(ы).
– Согласны, что радио-шоу «Garage» внесло большой вклад, в развитие клубной культуры России?
– Да, это был шанс, который мы достаточно эффективно использовали. Сегодня в эпоху Интернета продемонстрировать другое культурное пространство по средствам FM почти невозможно. Но в 90-е и в начале «нулевых» это была почти единственная возможность выйти на большую аудиторию и предложить ей альтернативный музыкальный спектр.– Какие изменения произошли на FM с того момента, как вы появились в этой сфере, по сравнению с тем, что происходит на радио сейчас? Что-то меняется или в принципе можно сказать все остается на своих местах?
– Конечно, меняется, но в большей степени позитивные тенденции заметны в Москве и Петербурге. В этих городах появились узкоформатные FM станции и это востребовано определенной частью эрудированной аудитории. И все-таки, основной музыкальный фон, создаваемый FM остается прежним. Ведь этот бизнес один из сегментов массовой культуры. Время здесь не способно что-то изменить. Скорее это под силу Интернету. Это сегодня главный конкурент и FM и TV, а процесс развития сетевых сервисов, заменяющих традиционные СМИ изменит в итоге ситуацию в FM диапазоне, да и вероятно на TV.
– На ваш взгляд, чего не хватает современному радио?
– Обычно я слушаю радио в автомобиле, в московских пробках. Почти всегда могу найти интересную мне программу. К сожалению, такое разнообразие есть не во всех городах. Это главное, чего не хватает глобальному рынку. Дома я предпочитаю Интернет-радио. Чаще всего слушаю «GarageFM Online». Очень жду, когда новые технологии позволят слушать Интернет-вещание в машине. Говорят, ждать осталось не долго.
– Некоторые считают, что «настоящий» DJ должен писать собственную музыку. Что можете сказать?
– Если у «настоящего» ди-джея не получается удивить этот мир качественным продуктом, то лучше сосредоточиться, на том, чтобы достойно представлять работы других артистов. Это очевидно. На отечественном рынке и так много самодеятельности. У нас есть своя звукозаписывающая компания «GSS Records», и все, что мы представляем, и собственные произведения и музыку наших друзей и партнеров, соответствует высоким стандартам качества. Кроме того, это оригинальный и креативный продукт. Мы знаем, как иногда не просто говорить людям правду по поводу их творчества и при этом убеждать их продолжать экспериментировать и искать свой sound.
– Не кажется ли вам что сегодня, когда технологии стали более доступными, в России появилось слишком много людей, считающих себя DJ-ями? И что ди-джеинг сегодня переживает не лучшие времена?
– Дело даже не в доступности технологий, просто электронная сцена стала частью большого бизнеса со всеми вытекающими. Мне грустно об этом говорить, но профессия ди-джея девальвировалась окончательно. Будет ли в этой области ренессанс, предположить не могу. С каждым днем появляется все больше стриптизерш-ди-джеев, модельеров-диджеев, писателей-ди-джеев и даже ди-джеев участников «Дом 2» или «Comedy Club». Это стало просто эпидемией. Самое печальное, что некоторые промоутеры всерьез воспринимают этих артистов. К сожалению, определенной категории публики в большей степени нужно медийное лицо, а не ди-джей, в классическом понимании профессии. И это конечно грустно...
– Человека, обладающего какими качествами и умениями, на ваш взгляд можно назвать настоящим DJ?
– Знание предмета, которое необходимо в любой профессии. Чувство аудитории, обладание техническими навыками. Было бы идеально дополнить этот список индивидуальностью и харизмой, а так же желанием и возможностью представить собственный продукт.
– Вы себя можете назвать настоящим DJ?
– Я в этой профессии 20 лет. Слышу этот вопрос часто, но никогда даже не пытался на него ответить. Его надо адресовать слушателям.
– Можете назвать лучших российских и мировых DJ-еев, работу которых вы уважаете?
– Список длинный. Не думаю, что есть смысл его озвучивать. Смотрите сетку вещания «GarageFM Online». Там представлена часть этого списка.
– Какие тенденции сейчас преобладают в house музыке? Насколько они характерны для Европы и насколько сильно они проявляются в России?
– Мировые тенденции прежние. Востребовано то, что сделано талантливо, оригинально и качественно. Отечественный музыкальный тренд – болезненная реакция на общую кризисную ситуацию. На нашей клубной сцене стало меньше площадок, представляющих качественный музыкальный спектр. В Европе несравненно более широкий выбор фестивальных событий и клубов с внятной музыкальной политикой, а значит и больше возможностей реализоваться для house музыкантов.
– Вы согласны с тем, что House сейчас переживает определенный кризис? По крайней мере, об этом мне приходилось слышать от DJ-еев. Чем это можно объяснить?
– Два десятилетия, что я профессионально интересуюсь этой сценой, слышу подобные жалобы коллег. Чаще всего это транспонирование собственного творческого кризиса артиста на все происходящее на электронной сцене. Главное, интерес аудитории к House музыке с начала 90-х ничуть не уменьшился и этим все сказано.
– Как вам кажется, не выросло ли в последнее время число house-треков, которые, в принципе, не заслуживают особого внимания? И не теряются ли из-за этого по настоящему достойные произведения?
– Конечно, доступность технологий звукозаписи сделало свое дело, а благодаря глобальному пиратству, эти технологии уже почти ничего не стоят. Главное, хорошие идеи по прежнему в цене. Думаю, только рынок способен отфильтровать качество от посредственности. Сейчас мировые электронные дистрибуции изо всех сил стараются решить этот вопрос. В 90-е качество контролировалось рекорд компаниями. Сегодня этот инструмент разрушен, а новый только в стадии разработки.
– Что для вас стало открытием на house сцене в последнее время?
– Это тоже объемный список. В нашем радио-шоу есть рубрика «New Electronic Generation». В ней мы представляем работы молодых продюсеров, вне зависимости от того, где они живут и творят. Ответ на подобный вопрос лучше иллюстрировать музыкой, так что интересующихся, я переадресую на наш сайт www.garagefm.ru.
– Вы играете любимую музыку? Ту, которая вам нравится? Или все-таки чаще приходится играть то, что больше устраивает публику?
– Играю только любимую музыку. В этом суть профессии.
– Как можете охарактеризовать в целом российскую публику? Насколько она взыскательна? Важно ли ей то, что играет на вечеринках? Москва, Питер, Челябинск, Новокузнецк… Можно ли говорить о том, что ментальность у людей везде разная?
– У меня ощущение, что все зависит от места и профессионализма промоутера. Различия в менталитете российского и европейского слушателя почти незаметны. Но то, что у нас гораздо меньше ярких событий, фестивальных брендов и достойных клубов – это очевидно.
– Согласны ли вы с тем, что публика, посещающая большие мероприятия, например в торговых комплексах, до сих пор приходит туда не столько из-за музыки, сколько просто ради «тусовки»?
– Не думаю, что у всех одинаковая мотивация. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать соответствующие форумы после выступлений. Среди публики на подобных мероприятиях много меломанов. И чем интереснее артист, тем меньше на танцполе людей безразличных, пришедших, как вы сказали ради «тусовки».
– Выступая в клубе в Москве и, скажем, в Новокузнецке, вам придется играть разную музыку? Грубо говоря, один и тот же микс не одинаково будет воспринят публикой разных городов?
– Все зависит не от города, а от площадки и атмосферы, присутствующей на ней в это вечер.
– Какая музыка интересует людей на танцполе? «Раскрученная»? Или же просто качественная, может быть даже от не самого известного продюсера? Или если это не хит, публика отказывается хорошо воспринимать такой трек?
– Играть хиты, пусть даже и качественные – скучное дело. Но и без ярких, узнаваемых треков тоже не обойтись. В последнее время я часто представляю в своих сетах треки, которые издает наша рекорд компания, и самое позитивное, что публика реагирует на эти произведения, как на хорошо знакомые хиты.
– Можно ли представить, что когда-то DJ Suhov будет использовать в своих выступлениях, ремиксы, скажем, на группу «Кино», или например хиты 80-90-х годов?
– Я не играю в клубах, где уместна подобная музыка и поэтому мне не приходится мучить себя таким вопросом. Но классическое диско 70х – 80х я очень люблю. Другой вопрос, что у нас мало кто понимает, что это такое, и что этот контент кардинально отличается от содержимого сборников «Дискотека 80-х». Отечественным промоутерам не всегда свойственно чувство стиля. Но пару раз, мне все же довелось сыграть на настоящих диско вечеринках.
– Согласитесь ли вы выступить на корпоративе, где вам предложили бы отыграть немного не ту музыку, которую вы играете обычно?
– Нет. Мне это не интересно.
– Как вы относитесь к музыкальному пиратству? Случалось ли вам становиться его жертвой? У вас есть предложения, как с этим можно бороться в России?
– Пиратство – это воровство. Причин того, что музыка в нашей стране почти ничего не стоит много. Это отдельная тема, настолько сложная и многогранная, что боюсь утомить Ваших читателей своими умозаключениями. Мне кажется, что решение проблемы в глобальном компромиссе между интересами авторов, потребителей и рекорд компаний. Этот компромисс будет обязательно найден чуть раньше в цивилизованном мире, и когда-нибудь у нас.
– Вы сами за свою жизнь хоть раз скачивали «не лицензионный» трек в Интернете? Что можете сказать людям, которые это считают вполне нормальным?
– Если вы платите за музыку в сети, то не всегда понятно, пиратский это контент или нет. Но последние годы я пользуюсь проверенными ресурсам и уверен, что деньги попадают правообладателям. Это мой личный выбор и я считаю его единственно правильным.
– Олег Сухов. Кто вы?
– Убежденный freelancer.
– Вы следите за модой? Или же скорее корректнее говорить о некоторых принципах, которых вы придерживаетесь?
– Мода – это чаще всего концентрация действительно креативных идей, на которые стоит обратить внимание. Просто нужно тщательнее выбирать источник, который диктует тебе моду. В отношении музыки это, конечно, совсем не то, что показывают на отечественных музыкальных каналах и крутят на FM.
– Вы считаете себя профессионалом?
– Вероятно да. Я получаю деньги за то, что делаю в своей профессии. Наверное, это один из отличительных критериев, пусть даже не самый главный. А остальные комментарии могу дать только слушатели.
– В вашей профессиональной сфере приходилось ли вам сталкиваться с обманом?
– Лично не часто, но я периодически читаю о подобных ситуациях в ЖЖ разных артистов. Правовые или не правовые отношения в обществе или экономике, как правило, распространяются на все социальные сферы, и клубный бизнес не отличается от любого другого в нашей стране.
– Можете ли вспомнить самый забавный случай из вашей жизни связанный с вашей профессией?
– Этот вопрос часто задают. Наверно считают, что если ты связан с клубной сценой, то с тобой должно происходить что-то забавное так часто, что хоть по книге в год издавай. Я стараюсь не путать работу с «тусовкой». Так что вряд ли у меня для вас в запасе есть шокирующая история.
– Часто ли вам в жизни приходилось сталкиваться со снобизмом, позерством и напыщенность со стороны коллег?
– Я слышу рассказы о подобных вещах о других артистах от промоутеров. То ли в силу своего статуса, то ли по каким-то другим причинам, обычно коллеги по цеху не позволяют вести себя в моей компании неподобающим образом. Однако, я не раз наблюдал интересующие Вас ситуации, и они были настолько комичны и нелепы, что теперь эти истории, описывающие происшествия передаются из уст в уста как притчи или анекдоты. Психологи говорят, что перечисленные выше качества присущи неуверенным в себе людям.
– Ваше отношение к фильму It’s All Gone Pete Tong? Какое на вас произвел впечатление этот фильм? Или, скажем, отечественный фильм «Тиски»?
– Я не смотрел ни тот ни другой.
– Как вы относитесь к последним творениям отечественного кинематографа? Есть достойные произведения?
– Два фильма на меня произвели очень сильное впечатление: «Петя по дороге в Царствие Небесное» и «Четыре». Это очень качественное авторское кино в отличие от того, что получает призы на слетах наших кинематографистов.
– У вас есть самая любимая пластинка? Которую вы бы могли слушать постоянно и она бы вам не надоела?
– Их десятки тысяч. Электронная сцена очень ёмкое понятие. Думаю, не все это знают, но одна из миссий нашей профессии – популяризация музыки, которую мы любим. Я с удовольствием продолжаю знакомить аудиторию радио-шоу, Интернет-проектов, или просто пришедших на вечеринку людей с тем, что мне дорого.– Помимо той музыки, которую вы играете, что еще любите слушать?
– Очень широкий спектр. Рок, джаз, классическая, этническая и поп музыка. Качество – единственный критерий для меня. Стиль не имеет значения.
– Можете назвать самое запоминающееся в вашей жизни мероприятие, в котором вам доводилось участвовать?
– Это скорее фестивальные события. Я рад, что в моей карьере их было много. Атмосфера больших event(ов) – это нечто особенное. В такие моменты ты чувствуешь, что не зря занимаешься любимым делом столько лет.
Helen Martin: «DJ Suhov – это тот диджей, чьё имя не нуждается в представлении, для многих в России он стал проводником в мир клубной электронной музыки. Основанное им более десяти лет назад радио-шоу Garage стало поистине культовым, и оно по сей день продолжает радовать своих слушателей только самой интересной и качественной клубной музыкой. Несмотря на свою занятость, Олег уделил мне время, и мы побеседовали».