К концу 60–х кузовных ателье было почти столько же, сколько и серьезных производителей. А большинство последних предпочитало размещать заказы у проверенных партнеров. Однако молодые итальянцы прекрасно знали, что делают. Во–первых, среди специалистов Джуджаро имел блестящую репутацию — это только покупатель не знал, кому “Bertone” обязан своими бестселлерами. Во–вторых, в “ItalDesign” сразу же было введено четкое разграничение обязанностей — Джуджаро занимался искусством, а Мантовани, заслуживший славу “мага от техники”, отвечал за инжиниринг и одновременно удерживал своего компаньона в рамках здравого смысла. Есть еще и третья причина феерического взлета ателье, но о ней стало известно в середине 70–х. А для начала туринцы выжали максимум из своей идеи клиновидного силуэта моделей GT, уже в 1968 г. реализованной на прочно забытом сегодня “Bizzarrini Manta”. “Зубила” моментально вытеснили приевшиеся с начала 50–х “пирожки”: в “слесарном” стиле сначала были выполнены “Maserati”, “Bora” и “Merak”, а в 1972г. оплот консервативности, английский “Lotus”, заказал подобный кузов для своего флагмана “Esprit”, который с минимальными изменениями выпускается и сегодня! Но во истину, клин вышибают клином — Джуджаро решил перенести эту идею на массовые модели.
Менее, чем за 30 лет на “ItalDesign” сделано 54 концепт–кара, 24 комерческих автомобиля (с 1979 г.) и 46 легковых моделей. Среди последних — “Scania T–серии” и “Streamline”, все грузовые IVECO, “Lancia Delta”, “Prisma”, “Thema”, “Fiat Panda”, “Uno”, “Croma”, “Punto”, “Saab 9000”, “Renault 21 и “19”, “Chrysler Eagle Premier”, все модели “Seat”. А помните “нетленку” Горбачева о том, что ВАЗ будет законодателем автомобильной моды? Купившийся на эту маниловщину “Fiat” поручил разработку “суперрусского” автомобиля все тому же Джуджаро. Плюс к этому, в его ателье “оформляют” бытовую технику — например, фотоаппарат “Nikon”. Разумеется, такая “многостаночность” по силам только солидному предприятию.
Сегодня “ItalDesign” занимает площадь 42000 м2, на нем работают 720 человек, есть собственное производство с 10–ю прессами, 6–ю лазерными роботами–сварщиками и 15–ю измерительными постами. Однако сам маэстро работает по старинке — сначала рисует, а потом на деревянных болванках в ручную выбивает из стального или алюминиевого листа кузовные панели, в масштабе 1:1, обходясь без пластилиновых или пластмассовых макетов. На компьютерах работают подчиненные — пару лет назад убеленный сединами мэтр, вместе с Бертоне и Пининфариной составляющий триумвират богов автомобильного дизайна, признался, что так и не освоил это чудо техники. Так же как и не удосужился получить диплом о высшем образовании. Гениям оно ни к чему — Маккартни ведь тоже консерваторию не заканчивал.
Владимир Матвейчук
Пижон ® Copyright © All Rights Reserved